«У него такой бардак в комнате, я устала просить его разобрать вещи и навести порядок», мама Никиты.
«Моя дочь ест прямо в кровати, и там же оставляет немытые тарелки, остатки еды и фантики от конфет, её кровать похожа на помойку., мама Миланы.
«Когда к нам приходят гости, мы закрываем дверь в комнату сына, потому что нам стыдно за то, что там беспорядок», родители Егора.
«Моя дочь постоянно что-то теряет, обвиняем нас в воровстве, а потом выясняется, что эта вещь была в её комнате в куче тряпья, которое она никогда не убирает», мама Алисии.
Такие жалобы я часто слышу от родителей подростков, которые переживают по поводу беспорядка в комнате. Отмечу, что сама редко встречала подростков, у которых была идеально чистая комната. Многие из них склонны к беспорядку.
Комната — отражает мир подростка, внутри которого всё перемешано, он, действительно, напоминает скопление/свалку разнородных вещей. Потому что подросток попробует себя в разных ролях, ищет свою идентичность, много подражает своим кумирам, гонится за модой и внешними признаками взрослости, радуясь, когда ему на вид дают больше лет.
Бывает, что просто ленится или не приучен убирать за собой и в своём пространстве, ждёт, когда это сделают родители. Часто в беспорядке выражается подростковый протест против взрослого мира. Каждый случай рассматриваю отдельно, у всех свои истории.
Думаю, что самым верным решением будет: дать возможность сыну или дочери пережить этот хаос, побыть в нём, прожить различные эмоции и протесты. Другими словами, оставьте вашего подростка в покое на некоторое время и займитесь своими делами.
На самом деле беспорядок может быть следствием более серьёзных причин, например, компьютерной зависимости или переутомления, болезни, потери интереса к жизни, отсутствии друзей и проч.
Следовательно, перенесите акцент с обвинения и критики на вопросы о жизни, интересах, самочувствии и друзьях. Ещё лучше понаблюдать за поведением и жизнью подростка некоторое время, чтобы определить причины, а потом уже что-то предпринимать.
В работе с такими случаями применяю методы символдрамы и сказкотерапии. Работаю с внутренним миром подростка, сначала он создаёт его на песке, потом с помощью образов в своей голове, а потом в своей комнате.
Примеры вопросов. Какой бы ты хотел видеть свою комнату? Что бы ты хотел в ней поменять? Как в наших условиях это возможно? Какие правила действуют у тебя в комнате? Что можно делать, а чего делать нельзя?
И еще, дорогие родители, вспомните, как было у вас в комнате, когда вы были подростками?
Ваша Елена Станкевич
Картинки сгенерированы сетью Шедеврум.