Дети не от мира сего. Таких деток всё больше встречается в моей работе. Они крайне рассеянны и погружены в свой мир. Любят рисовать и лепить, причём это что-то фантастическое, непохожее на земное. Им трудно в детском саду, они не стремятся к общению, а шум и другие дети их пугают.
Поэтому они любят играть в одиночестве, быть незаметными и тихими. Такие детки очень ранимы, обидчивы, могут замкнуться и долго не разговаривать. Для развития им нужны особые условия: любовь, принятие, безопасность, тишина.
Ошибочно их называют аутистами, иногда не понимая смысла этого термина и путая его с интровертированностью. Аутизм связан с интеллектуальными нарушениями, а у деток «не от мира сего», наоборот, интеллект выше среднего и они, как, правило умнее своих сверстников, именно поэтому им скучно с ровесниками.
Такой детский типаж может быть присущ детям с ранней одарённостью, которую они проявляют играючи: пишут стихи, рисуют фантастические картины, легко осваивают игру на музыкальных инструментах, много импровизируют, танцуют, виртуозно управляя своим телом.
Детям прочат большое будущее, а они попадают в кабинет психолога, почему?
Как правило, потому что они неуспешны в школе, являются изгоями в детском коллективе и плохо адаптированы к нашему жёсткому, агрессивному миру. Этот феномен объяснил в своих исследованиях Е.П. Торренс, выявив, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта, поэтому они оказывают сопротивление всем видам репродуктивных работ, что воспринимается учителями, как упрямство, лень или глупость! Поэтому они быстро превращаются в нелюбимых учеников, раздражающих учителей.
Мне они напоминают маленьких философов, глубина их мысли удивляет, а родители находятся в растерянности и не знают, как себя вести, и что делать с таким ребёнком?
Мнения психологов насчёт помощи таким деткам расходятся. Часть исследователей (советская школа деятельностного подхода) настаивают на том, что их нужно социализировать, обучать общению со сверстниками, учить справляться с жизненными трудностями. Они выступают за введение в школах дифференцированного подхода, при котором будут учитываться способности таких детей, за необходимость обучения педагогов приёмам работы с одарёнными детьми.
Другой подход обосновывается в зарубежной психологии, где говорится о создании особой развивающей среды для таких детей, а также подбор для них индивидуального содержания образования, согласно их способностям, «…адаптировать мир для них» или «…создать особый мир, в котором они будут чувствовать себя в безопасности».
И в том, и в другом подходе есть своя логика, плюсы и рекомендации родителям. Однако, все исследования детской одарённости сходятся в том, что без помощи специалистов психологов, родителям не справиться.
А что вы думаете об этом?
Ваша Елена Станкевич