Вспомните своё детство, когда вы созидали из песка, глины, пластилина, камешков, делали «секретики» и «клады», мечтали, придумывали игры, платили деньгами-листиками и прикладывали подорожник к разбитой коленке. Вы тогда не догадывались, что это и была настоящая жизнь, не требующая терапии. Потому что вы жили в реальном мире, общались с миром, пропуская его через все органы чувств и были в него встроены.
Современным деткам сложнее, большую часть своего времени они проводят в искусственно созданной среде: школа, кружки, квартира, редко, кто гуляет во дворе, ушли в прошлое дворовые игры и компании. Виртуальный мир почти на 80% заменил реальный., в нём другие законы и сюжеты.
В сознании детей две реальности стыкуются плохо, потому что они принципиально разные. Виртуальная подстраивается под желания ребёнка, выдаёт информацию под его запрос, наполняет корзину товарами, которые он выбирает, развлекает и увлекает, подкидывая всё более интересные видео и игры. Не надо напрягаться, думать и учитывать интересы других, о которых вообще можно забыть. В ней прибывать легко и весело!
А настоящая реальность по сравнению с виртуальной выглядит бледно, тускло, неинтересно. В ней всё происходит по непонятным законам, ею трудно управлять, она может больно ранить или вызвать дискомфорт. Нужно напрягаться, чтобы её понять и научиться в ней жить, а через это напряжение и идёт развитие и адаптация. Жить то детям в настоящей реальности, поэтому необходимо знать её законы, уметь взаимодействовать с другими, научиться сотрудничеству.
Неадаптированных детей всё больше в работе психологов, которые применяют различные методы, чтобы помочь ребёнку принять реальность и найти своё место в ней. Один из них — работа с пластилином.
У ребёнка дошкольника и младшего школьника наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, поэтому они воспринимают мир через образы и лепят их из пластилина. Вместе с детьми мы делаем их страну, техника так и называется «Моя пластилиновая страна». Попробуйте применить её и вы удивитесь положительным результатам.
Техника рассчитана на 7-8 сессий, легко совмещается с сеансами символдрамы, МАК, сказкотерапией, арт-терапией. Предлагаю вам схематичное описание, которое вы можете дополнить сами под запрос и своё виденье. Я ещё добавляю домашнее задание, в зависимости от ситуации. Внимание, техника подходит не всем деткам! Я её применяю с Детки не от мира сего…
Для работы вам понадобятся: дно картонной коробки с бортиками, набор пластилина 8-12 цветов, сухие ветки дерева, камешки, природные материалы и проч.
Инструкция ребёнку: сегодня мы начнём создавать с тобой пластилиновую страну, это твоя страна, в ней всё будет так, как ты захочешь.
1.Сначала создадим ландшафт — это природа твоей страны. Подумай, какая она?
Далее вы следуете за ребёнком, создавая основу: трава, реки, озёра, горы и проч. Здесь применяем техники работы с пластилином: размазывание, раскатывание, сплющивание и вытягивание. Дно коробки заполняется пятнами разного цвета, а ребёнок проживает и выражает свои эмоции. Можно поработать с мотивом «Луг» после лепки.
2.Работаем с образом дерева. Ветка покрывается пластилином, делаются листочки, дерево укореняется. Здесь я добавляю работу с МАК «Дерево, как образ человека». Если ребёнок хочет, то может добавить ещё деревья, следуя той же технике (прищипывание, налепливание).
3.Какие животные/насекомые/существа и проч. обитают в твоей стране?
Предварительно беседуем об этом с ребёнком, слушаем внимательно, фиксируем информацию, а потом начинаем лепить. На этом этапе есть возможность поработать со страхами, преобразовать их в безопасные объекты. Хорошо, если есть возможность применить мотив «Опушка леса». Более подробно в статье В свой мир он никого не пускал, потому что сам боялся туда ходить
4.А кто руководит твоей страной?
Начинаем лепить главного героя. Выясняем, его возраст, занятия, мечты, предпочтения, место проживания. Может быть несколько героев: семья, друзья, придуманные персонажи. Добавляю на этом этапе работу с МАК «Портрет ребёнка». Техники работы с пластилином: примазывание, придавливание, смешение цветов.
5.Что происходит в твоей стране?
Ребёнок говорит о важных для него событиях, и лепит, соответственно сюжету. Появляются новые объекты: персонажи, машины, мебель, продукты, гаджеты и проч. Мы видим стратегии взаимодействия с миром и можем их мягко корректировать.
В результате работы:
— ребёнок получает возможность разрешить свои проблемы на символическом уровне;
— происходит экологичная коррекция поведения;
— гармонизируется эмоциональное состояние;
— ребёнок мягко адаптируется к реальному миру.
Как побочный эффект вы заметите развитие творческих способностей и мелкой моторики.
Какие техники в работе применяете вы?
Ваша Елена Станкевич