На самом деле вопрос намного глубже, чем просто использование гаджетов. Речь идёт о выводе подростка в реальную жизнь и реализация в ней. Собрав весь свой опыт работы с нашими детками, постараюсь направить родителей, которые и так многое делают правильно, понимая, что с этим надо что-то делать, а не просто наблюдать и надеяться, что всё само разрешится.
Конечно мы все, а родители особенно остро, ощущают нравственный и идеологический провалы, существующие в социальной ткани нашего общества. Идеалы советского общества ушли, а российского ещё почему-то не сложились… Наши предки жили, опираясь на культуру коллективизма, наши потомки живут в индивидуалистическом обществе. Наверное, поэтому изнутри нас разрывают противоречия, вроде как одному/одной жить очень комфортно, а с другой — существует большая потребность в духовно близких людях, в подругах/друзьях, желание обсуждать с ними волнующие нас вопросы, напитываться мудростью и находить ответы, получать советы, соотнося их со своими внутренними маяками. Мы сами потерялись в этом мире: наша идентичность диффузна, взрослые не могут ясно ответить на вопросы: Кто они? Чего они хотят?
- жить интересной жизнью;
- дружить;
- узнавать новое;
- стать популярными;
- быть лидерами;
- быть понятыми и защищёнными;
- заработать собственные деньги;
- быть любимыми;
- пробовать новые образы в одежде/быть стильными;
- стать значимыми и уважаемыми;
- уметь себя защищать и проч.
И ждут, что это всё для них организуют взрослые или хотя бы помогут им, так как сами не умеют общаться, стесняются, у них много социальных страхов, нет веры в себя, а их токсичность — это защитная реакция на реальный мир, в котором они не видят своё место, в котором правят взрослые: родители и педагоги. Поэтому дети, особенно подростки, бегут в свой мир, мир виртуальной реальности, где им намного интереснее и комфортнее и который даёт им возможность почувствовать себя значимыми.
Изучая их интересы и потребности, мы, взрослые можем соединить обе реальности. Мудрые родители — самые лучшие психологи для своих детей, потому что лучше всего их знают и наблюдают их в течение жизни, потому что учатся у своих детей, которые указывают на их слабые родительские места. Мудрые родители понимают, что гаджеты — это помощники, выполняющие различные социальные функции, гаджет это:
- друг;
- психолог;
- учитель;
- родитель;
- брат;
- собеседник;
- советчик;
- наставник и проч.
Дорогие родители, если ваши дети «застряли» в виртуальной реальности, это крик о том, что и с вами что-то не так! Разберитесь с тем, какие потребности ваш подросток удовлетворяет в Интернете, и посмотрите на себя, значит эта потребность неудовлетворена у вас. Начните изменения с себя. Вы хотите лечить листья, а болен прежде всего корень! Воспитание — это питание родительской энергией подрастающего поколения и важно, какой она будет. Воспитание — это демонстрация примера для подражания, ибо нет других психологических механизмов.
Итак, дорогие родители, предположим, что вы разобрались со своими потребностями, сделали шаги, направленные на изменения, а дальше вам необходимо понять своего ребёнка, который может быть очень сложным, а ткже изучить его зоны интересов. Здесь ваш помощник — гаджет, он поведает о том, какие страницы ребёнок посещает, в каких социальных сетях пребывает. Это зоны интересов, в которых необходимо разобраться и наладить взаимодействие. При этом убрать осуждение и критику, не ранить подростка ядовитыми замечаниями и комментариями, это подрастающая личность, которая нуждается в принятии и уважении.
После того, как вы наладили взаимодействие с подростком, предлагайте совместные проекты, обсуждайте, выслушивайте, и действуйте. И опять гаджет станет вашим помощником: можно найти необходимую информацию о походе или мастер-классе, о сообществе, в которое можно вступить, поучиться по видео или купить курс, пообщаться с людьми из разных стран и много ещё, что можно сделать, создать видео, например.
Итак, на схеме я изобразила основные этапы работы с подростком, следуя которым, родители могут решить проблему с «зависанием» подростков в виртуальной реальности.
Родители ждут, что психологи дадут им простой и понятный рецепт, применяя который они «отучат» ребёнка постоянно смотреть в экран телефона, заставят полюбить ненавистную школу и выполнять домашние обязанности. Так не бывает, потому что каждый ребёнок очень индивидуален и у него есть свои личные причины убегать в виртуальную реальность и эти причины связаны с личностями родителей, семейной ситуацией, школой, которую он посещает и проч. Поэтому, процесс выхода в реальную жизнь длителен, состоит из нескольких этапов и затрагивает также изменения в поведении родителей.
Давайте обсудить этот важный вопрос и обменяемся мнениями, дорогие родители и коллеги.
Ваша Елена Станкевич.