Scroll Top
г. Владивосток, ул. Алеутская 11, офис 516 А

Моя дочь ходит «на подготовку к школе». Зачем её тестировать?

Который год, как специалист, сталкиваюсь с проблемой психологической готовности детей к школе. Родители, отдав ребёнка на программу по подготовке к школе, уверенны, что все вопросы решены. «Моя дочь ходит на подготовку к школе, специалисты научат её читать, писать, считать. Поэтому мне не нужно её тестировать у психолога, а в школе она будет хорошо учиться!». Так мне говорят родители, когда я приглашаю их привести ребёнка на психологическую диагностику к школе. Когда в первом классе возникают проблемы с обучением, родители не понимают, почему это происходит, ведь им говорили, что ребёнок к школе готов! Говорили специалисты программ подготовки к школе.
Родители хотят, чтобы дети были школьными звёздами, а они вдруг становятся неуспевающими!

Действительно, ребёнок знает буквы, умеет писать и считать, что ещё нужно? Но учитель утверждает, что он не готов! В чём тут дело? Потому что учитель и родитель говорят о разных видах готовности к школе: педагогической и психологической. Чтобы разъяснить важные моменты, которые необходимо знать родителям я попытаюсь в этой статье ответить на часто задаваемые вопросы.

Что такое «психологическая готовность ребёнка к школе?».

В зарубежной психологии принят термин «школьная зрелость», в отечественной — «готовность к школьному обучению», известные психологи посвятили этим феноменам свои исследования, подчёркивая их важность.

Йозеф Шварцара определяет школьную зрелость, как достижение такой степени развития, когда ребёнок

«…становится способным принимать участие в школьном обучении»

В  своей книге «Диагностика психического развития» он в качестве компонентов готовности называет: умственный, социальный и эмоциональный.

Энн Анастази трактует понятие школьной зрелости как

«овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».

Лидия Ильинична Божович еще в 60-е годы прошлого века, указывала на то, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и  социальной позиции школьника.

Александр Владимирович Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе

«…представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».

На сегодняшний день не существует единого и общепринятого определения феномена «готовность к школьному обучению», однако, все исследователи признают, что — это многокомпонентное образование, определённый уровень зрелости психических процессов, сформированности социальных навыков, достаточный для формирования учебной деятельности. Психологическая готовность к школе лишь часть этого образования.

В структуре психологической готовности к школе принято выделять следующие составляющие: интеллектуальную, личностную, социально-психологическую, эмоциональную, мотивационную.

Моя дочь ходит на подготовку к школе Зачем е тестировать

Чем психологическая готовность отличается от педагогической готовности?

Педагогическая готовность ребёнка к школе — это овладение им специальными умениями, необходимыми для восприятия содержания школьной программы: умение читать, писать, считать, составлять пересказ и проч. А психологическая готовность к школе  — это определённый уровень развития внимания, мышления, речи, учебной мотивации, коммуникативных навыков и проч. Существующие детские центры развивают именно педагогическую готовность к школе.

Важно ли учитывать тип школы, в которую идёт ребёнок?

Да, важно. Именно поэтому во время диагностики психологической готовности к школе, применяют разные инструменты, например, для обычных классов, для гимназических классов и проч., учитывая тип школы. Родителям важно понимать: соответствует ли уровень программы способностям ребёнка, а иногда и его интересам.

С какого возраста рекомендуется начинать готовить ребенка к школе?

Родители часто понимают как синонимы словосочетания «развивать ребёнка» и «готовить ребёнка к школьному обучению», а это различные явления. Развитие идёт постоянно, для него не нужно создавать специальную среду. А готовить к школе педагоги-психологи рекомендуют за 1-2 года, т.е., с 5-6 лет, занимаясь с ним дома или записывая его на различные программы, которые предполагают определённую среду, приближенную к школьной.

О подготовке дома в статье «Конечно она готова к школе и будет там хорошо учиться»

Водила ребёнка к психологам, для того, чтобы понять, готов ли он к школе, у всех разные методики, есть ли общий и единственно правильный набор психологических методик?

Нет, есть различные подходы к исследованию готовности ребёнка к школе и разные наборы методик. Поэтому каждый специалист подбирает методики в рамках того подхода, в котором он работает.

Дорогие родители, в рамках одной статьи невозможно охватить все тонкости и детали данной темы, поэтому жду вас на своём вебинаре: 31.03., в пятницу, в 12.00 по московскому времени. Вход свободный. Ссылку на конференцию вышлю в личные сообщения. Напишите мне на WhatsApp +7 924 429 61 86

 Приходите и мы определим: готов ли ваш малыш к школе!

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.