Развлеки меня, тётя психолог...

Когда сталкиваешься с нежеланием жить, о котором говорят мои клиенты-подростки, то испытываешь комплекс чувств: от страха за них до возмущения и непонимания того, почему вдруг этот милый и внешне благополучный ребёнок, говорит о таких страшных вещах?! Почему-то с каждым годом у меня в работе таких подростков больше…
 

Не изучала исследования по данной теме, статистикой не владею, однако, обратила внимание на странную закономерность: детям очень скучно жить, они хотят, чтобы жизнь была сплошным праздником, который им должны! Кто? Родители, учителя, друзья, государство и др. Они воспринимают жизнь, как сплошное удовольствие, где нет места труду, усилию, болезни, страданию, «пере» и «со» переживанию.

Скука, нежелание прилагать усилия, страх отрицательных эмоций, несоответствие жизни картинкам из Инстаграм*а, отсутствие у родителей возможностей покупать дорогие туры, требование учителя потрудиться и выполнить домашнее задание – может стать поводом к размышлениям подростка о самоубийстве. Информация их социальных сетей добавляет масло в огонь этих размышлений: «вы травмированы с детства», «ваши родители -психологические монстры», «исцели внутреннего ребёнка!», «определи у себя психическое расстройство по пяти признакам» и проч.

Непонимание своих чувств, бессмысленность действий, застревание в настоящем моменте или в прошлых переживаниях, неумение строить коммуникацию – одним словом психологическая неграмотность также одна из причин, вызывающих желание уйти из жизни. Можно перечислять и другие причины, однако, их выявление не меняет ситуацию, к сожалению…

На сессиях с такими подростками сталкиваюсь с паталогической ленью: лень пройти тест, нарисовать, написать, сочинить, выбрать карту, а поход к психологу воспринимается иногда ими, как очередное развлечение: «Как же тётя будет их уговаривать отказаться от самоубийства?».

Конечно, каждый случай индивидуален и универсальных рецептов нет, однако, их роднит следующее:

  • незнание подростками жизни; 
  • её обесценивание;
  • потребительство;
  • отсутствие обязанностей;
  • каких-либо трудовых навыков;
  • психологический инфантилизм;
  • гиперопека со стороны родителей.

Поэтому и рецепт психологической помощи составляю из рекомендаций, которые направлены на взросление, участие в реальной жизни, помощь родителям, трудовые пробы.

Больше всего такому «лечению» сопротивляются родители, они не верят, что подросток справится с трудовыми обязанностями, что у него получится приготовить ужин на всю семью или закупить продукты в супермаркете, что ему будет интересно в палаточном лагере альпинистов или в команде волонтёров, убирающих пляжи от мусора. Или, что общаясь с другими ребятами, он наберётся плохого или будет ими обижен, родительским страхам и неверию в силы своего ребёнка, нет конца.

Изменить эмоциональное состояние, поведенческую модель, можно только через действие, через проживание реальных ситуаций, требующее напряжения, приложения усилий, тренировки, искренних эмоций; через соприкосновение с жизнью, в которой есть место не только радости и успеху, а болезни, боли, неудаче, и тогда  собственные «беды» и «ужасные события» в сравнении покажутся такими несерьезными, а жизнь вдруг заиграет яркими красками.

Гармоничных вам отношений с собою и миром, дорогие друзья!

Ваша Елена Станкевич.