В свой мир он никого не пускал, потому что сам боялся туда ходить

У детей свой мир и свой язык. Они не понимают нас, хотя во время разговора, кивают головой  и соглашаются. А на самом деле, живут-поживают в своё мире, где всё происходящее сильно отличается от мира реального и куда взрослые не могут попасть без специального обучения. Это мир образов, парадоксов и сильных переживаний.

Его описали А. де Сент-Экзюпери  и Л. Кэррор  и др., книгами которых мы до сих пор зачитываемся. Сегодня наши дети населяют свои миры друзьями, супергероями,  и не менее странными персонажами, чем безумный Шляпник или Чеширский кот.

Исследовать детские миры невероятно интересно, а ещё помогать деткам их менять в сторону безопасного и поддерживающего пространства. И видеть, как расцветает сам ребёнок, потому что внутри него — яркий летний пейзаж, на фоне которого разворачиваются счастливые события, где ребёнок может быть главным героем или наблюдателем.

Этого серьёзного малыша(имя изменено, согласие получено),  привела мама, которую насторожили резкие изменения в поведении сына (ребёнку 6 лет). Удалось выяснить, что его напугали сцены насилия, увиденные в видео. Мальчик смотрел мультик, и случайно нажал на всплывающее окно, запустился кровавый ролик, который он посмотрел. Этого было достаточно, чтобы ребёнок сильно испугался, замкнулся и стал бояться всех чужих людей.

В свой мир он никого не пускал, потому что сам боялся туда ходить, ведь в нём поселились ужасные персонажи! Усилился страх темноты, малыш стал бояться оставаться один в своей комнате, квартире, переселился в комнату к родителям, за которыми стал ходить хвостиком.

Диагностика показала высокую тревожность у ребёнка, началась работа. Из всех методов, ему полюбилась сказкотерапия. Мы соединили её с лепкой и получили результат: вывели страшных персонажей во внешний мир, где супергерой перевоспитал их, сначала превратив в камни, потом в динозавров, потом в собак, и наконец, в добрых людей. Многократно они погибали в схватках, а главный герой становился всё смелее и воскрешал их, превращая в безопасные объекты.

Марку понравилось лепить, его привлекла техника растирания пластилина по картону, катание «колбасок» и «шариков», через руки пластилин принимал на себя страшные эмоции и передавал их в различных формах. Часто дети просто не могут рассказать о том, что их пугает, но могут выразить страхи в поделке или рисунке. Потому я советую родителям рисовать и лепить вместе с детьми.

Вот несколько тем для лепки:

  • «любимые животные» (помогает ребёнку справиться с агрессией или пережить страхи, стать смелее);
  • «домик для гнома» (ребёнок создаёт безопасное место, соразмерное для себя пространство);
  • «вкусная и полезная еда для героя» (изменение вкусовых предпочтений в сторону здоровья, акцент на полезных свойствах овощей и др. продуктов);
  • «мой автомобиль/катер/самолёт» (осознание движения, возможность путешествовать в своём мире, знакомство с разными пространствами: улица, банк, супермаркет, аэропорт, причал и проч.).

В результате нашей работы удалось снизить тревожность, преобразовать информацию, помочь прожить эмоции. Ребёнок успокоился, стал спать в своей комнате, улучшились отношения с родителями и детьми в детском саду.

А вы любите рисовать и лепить с детьми?

Изображения сгенерированы на сайте www.b17.ru

Ваша Елена Станкевич.