Для лучшего понимания своего ребёнка хорошо бы родителям познакомиться с особенностями детского мышления и языка. Конечно, детям нужно осваивают взрослый язык, но и родителям изучать детский, они этого не делают, а зря. Неудивительно, что в родительско-детских отношениях часто возникают конфликты из-за непонимания сторонами друг друга.
Давайте рассмотрим особенности детского мышления, чтобы не задавать детям непонятных вопросов и общаться с ними легко и свободно.
Что нам необходимо учитывать, общаясь с ребёнком?
Во-первых, эгоцентризм мышления, т.е., то, что ребёнок не может посмотреть на явление с позиции другого человека. Он даже ещё и не знает, что есть другая позиция, поэтому он не видит себя со стороны, и уверен, что другие видят событие или предмет точно также, как и он, и должны поступать соответственно его понимаю.
Во-вторых, детскому мышлению присущ синкретизм — связь разнородных предметов в одно целое, объединение предметов по случайным признакам, установление случайных логических связей. Например, ребёнок говорит, что что трава зелёная потому что пасмурно или пианино и скрипку объединяет то, что они красиво покрашены и блестят.
В-третьих, трансдукция в мышлении. Она тесно связана с эгоцентризмом и синкретизмом и представляет собой тип размышлений, в котором выводы делаются от частного к частному, а не от частного к общему или от общего к частному. Дети устанавливают ассоциативные связи между явлениями, нарушая логические законы. Например, ребёнок говорит: «Кошка, рысь, лев, — это львы!».
Ещё одна особенность детского мышления — анимизм. Дети до определённого возраста на отличают живое от неживого, поэтому верят, что «кукла голодная», а «небо сердится». По мере взросления, эта особенность исчезает. Анимизм выступает стадией развития общечеловеческого мышления и характерен для народов, живущих первобытным строем, ребёнок тоже проживает эту стадию в возрасте от трёх до шести лет.
Детское мышление в своём развитии принимает разные формы, зная которые взрослый может создать условия для его стимулирования. Недаром развивающая среда создаётся в дошкольных учреждениях, а многие родители создают её дома, покупая игрушки и книжки.
В отечественной детской психологии принята следующая классификация:
До 3-4 лет преобладает наглядно-действенное мышление, ребёнок «думает» при помощи рук, когда манипулирует с предметами, изучая их форму, цвет, размер, пространственное соотношение.
В 4-5 лет развивается наглядно-образное мышление, дети уже могут представить образ предмета, найти недостающую деталь в конструкции, соотнести часть и целое. Это большой шаг вперёд по сравнению с предыдущей формой, потому что ребёнок уже может «оторвать» изображение от предмета, воссоздать его в своей голове, что способствует развитию всех видов памяти и воображения, которое В.С. Мухина называла «ядерным основанием детского мышления».
Примерно в 6-7 лет закладываются основы логического мышления: операции сравнения, классификации, аналогии. Их освоение вызывает трудности и буквально «разрушает» особенности детского мышления, о которых я сказала выше, приходя с ними в противоречие. То ребёнок рассуждает логично, то нарушает логику, скатываясь в трансдукцию.
Если содержание целенаправленно и тщательно отбирается, соответствует возрасту и не превышает 40-50 минут в день, то умственные способности ребёнка хорошо развиваются.
Мышление дошкольника — удивительный и хрупкий механизм, соприкасаясь со взрослой средой он начинает меняться. Поэтому знания родителей, их контроль, целенаправленные действия помогут ему развить свой потенциал.
Ваша Елена Станкевич
Запись на консультацию: WhatsApp +7 914 960 32 33


