Scroll Top
г. Владивосток, ул. Алеутская 11, офис 516 А

Развивающая работа с образом «Дерево» в консультировании детей

В основе большей части детских психологических проблем лежат нарушения в детско-родительских и семейных отношениях. Сегодня родители уделяют воспитанию детей всё меньше времени, часто передавая эту функцию детским садам и школам. В результате складываются отстранённые, холодные, иногда отвергающие отношения. Лишённые родительской любви и внимания, дети не чувствуют себя нужными и защищёнными, теряют связь с семейной системой. На этой основе «произрастают» различные страхи, появляется чувство одиночества, заброшенности, теряется интерес к жизни.

В мире таких детей появляются одинокие грустные, иногда больные персонажи. По рисункам, поделкам и играм в песочнице, мы можем увидеть и понять секретный мир детей, отследить тревожные признаки и вовремя оказать помощь ребёнку.

Один из главных образов, который рисуют дети — образ дерева. Его анализ может многое рассказать о ребёнке и семейных взаимодействиях. Но самое главное — работая с ним, мы может изменить восприятие ребёнком себя, своего места в семье и семейных взаимодействиях в лучшую сторону. Образ дерева — это символ ресурсности и жизнестойкости, представление о своём теле, самооценивание.

Предлагаю вашему вниманию несколько простых техник, связанных с образом дерева. Используем арт-терапевтические упражнения и колоду МАК «Дерево, как образ человека». Вам понадобится: пластилин коричневого и зелёного цвета, фотографии деревьев из старых журналов, клей, два листа А4, цветные карандаши.

Техника 1. «Примериваем образ».

Представь себя, какое ты дерево? Нарисуй, расскажи о нём: сколько ему лет, какой оно породы, где растёт и как себя чувствует?

Возьми пластилин и слепи корни дерева, добавь их к своему рисунку. Прокомментируй цвет, размер и форму корней. Подумай и скажи: зачем дереву корни? Подумай о том, что получает человек, связанный со своей семьёй, родственниками?

Слепи листья из пластилина, добавь их к своему рисунку. Как ты думаешь, что значат листья для дерева?

Посмотри, дерево визуально напоминает образ человека: ствол — это тело, ветви — руки, кора — кожа. Глядя на свой рисунок, скажи, как чувствует себя твоё тело? Нравится ли оно тебе? Что хочется для него сделать?

Посмотри на свою работу и подумай о том, хочется ли тебе что-то изменить в образе дерева? Если да, то внеси изменения.

Техника 2. «Моё развитие во взаимодействии с другими».

Поразмышляй о том, кто из твоих родственников/знакомых наибольшим образом повлиял на твоё дерево и сделал его таким, какое оно есть сейчас? Представь их в виде деревьев и выбери из колоды, расскажи о каждом. С помощью карточек со словами обозначь роль каждого в твоей жизни. Расположи карточки родственников/знакомых вокруг твоего дерева.

Хочется ли тебе что-то поменять в твоём раскладе? Если да, то внеси изменения.

Техника 3. «Моё прошлое, настоящее и будущее?».

Посмотри на фотографии деревьев, выбери три, обозначающих тебя в прошлом и настоящем  расскажи о каждом. Наклей фотографии на лист, дополни рисунки другими изображениями, например, нарисуй места, где находятся твои деревья.

Задай себе вопрос: «Каким деревом я вижу себя в будущем?». Выбери фотографию и наклей её на тот же лист, расскажи о том, что поменяется в твоём образе. Как ты думаешь, какие усилия понадобятся тебе, чтобы измениться в  лучшую сторону?

Ещё раз посмотри на свою работу: хочется ли тебе что-то поменять? Если да, то внеси изменения.

Использование образа дерева даёт огромное поле для творчества и размышления ребёнка о себе, отношениях в семье и возможности внести изменения.

А как вы думаете, дорогие подписчики? Давайте обменяемся мнениями.

Ваша Елена Станкевич

Запись на консультацию: WhatsApp +7 914 960 32 33

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.