Если вы читаете эту статью, значит, вам не всё равно, что происходит с вашим ребёнком, вас беспокоит его эмоциональное состояние, его развитие, его будущее. Раскрытию смысла и роли игры в развитии ребёнка посвящено большое количество исследований, начиная от Платона, который ставил игру в один ряд с праздниками и божественными культами, и заканчивая современными исследованиями, которые привлекают наше внимание в основном, к проблемам игровой зависимости, негативному влиянию компьютерных игр на психику детей, предлагая родителям, запрещать своим чадам «общение с компьютером», что на наш взгляд, не решает проблемы, а создаёт новые. Сегодня слово «игра» вызывает, как правило, негативные ассоциации – зависимость, стрелялки, бродилки, гаджеты, слёзы, переживания, злость и прочее…Ко мне часто в последнее время обращаются родители с запросом «Вывести подростка из игровой зависимости!», сейчас возраст детей с зависимостью снижается до 9 лет и это общая тенденция. Я не против компьютерных игр и не требую их запрещения, ведь в них он реализуют важные потребности: в безопасности, в принадлежности, в признании, проходит путь неких испытаний, и др. потребности, которые не реализованы в реальной жизни.
Мой совет родителям: «Если вы заметили, что ваш ребёнок много времени проводит, глядя в экран гаджета, то
1.Разберитесь, что он там делает?
2.Попадите в зону интересов вашего сына или дочери.
3.Предложите адекватный заменитель».
И предлагаю родителям посетить мой игропрактикум, где я знакомлю их с различными играми, учу их играть в них, придумывать игры по алгоритмам, а также понимать своего ребёнка через игру.
Конечно же, ведущая деятельность в детстве – это игровая, даже деятельность общение или учебная не могут её вытеснить, а лишь соперничают с ней. А детский язык – это язык игры, так как для взрослой жизни у ребёнка ещё мало опыта, его хватает только на игру, как заметил один из известных русских педагогов начала XX века — Н. В. Шелгунов. Поэтому, чтобы ваши дети вас понимали, надо играть с ними! Всё просто: вы предлагаете поиграть и играете, получая удовольствие, развиваете и воспитываете своего ребёнка ненавязчиво и экологично. Всегда привожу пример из жизни немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, который был учеником И.Г. Песталоцци и первым открыл детский сад в Германии. Там действительно был свой сад — общий цветник и небольшая грядка у каждого ребёнка. С детьми работали девушки, которых называли «детскими садовницами». Они должны были помочь родителям в воспитании детей: мамы могли прийти вместе с детьми, поиграть и поучиться у садовниц. Игры, которые придумывал Ф. Фребель, он называл «дарами». Первая игра представляла собой семь шерстяных шариков, разукрашенных в цвета радуги, привязанных к длинным ниткам. Мама, играя с ребёнком, раскачивала шар, прятала его в коробочку, ребёнок, наблюдая за этим, развивал своё пространственное мышление.
О дворовых играх я рассказывала в своей статье «Пять секретов игр нашего детства»_https://www.b17.ru/article/149408/
Сегодня поговорим о настольных, которые являются достойной альтернативой современным гаджетам и в отличие от Интернета, где ребёнок пассивно получает информацию, а подчас, и тратит родительские деньги, помогают ему проявить активность и развивать необходимые навыки. Настольных игр много, и вы, я уверена, знаете их, и можете дополнить мою статью своими советами и комментариями, я же напишу о некоторых из них.
Дошкольники /Игра | Что развивает? |
Побег из курятника 3+ | внимательность, быстрота реакции |
Доббль 4+ | зрительное восприятие, внимательность, быстрота реакции, логика, умение сравнивать |
Карточные «Хрю», «Смешной король» 6+ | быстрота реакции, выдержка, умение делить поровну, самоконтроль |
Младшие школьники /Игра | Что развивает? |
Ёжик- потеряшка 7+ | умение сравнивать, внимательность, быстрота реакции, логика |
Котики 8+ | умение сравнивать, внимательность, быстрота реакции, логика |
Изобретатель 9+ | креативное мышление, умение презентовать свой продукт, умение убеждать |
Скороговорщик 6+ | развитие речи, произношение, умение выступать публично |
Подростки /Игра | Что развивает? |
Воображариум 12+ | воображение, фантазия |
Алиас 13+ | креативность, артистизм, словарный запас, общительность |
Шрифтомагия 9+ | словарный запас, быстрота реакции, внимательность |
Рекламашки 11+ | фантазия, воображение, мышление, умение презентовать продукт, умение убеждать |
Кто осёл? 9+ | логика, умение придумывать тактику, умение прогнозировать, быстрота реакции |
Дорогие родители, у наших детей мало свободного времени, они лишены дворовых игр и больших компаний, редко они могут просто погулять, потому что у них много дополнительных занятий. Зомби, ниндзя, ведьмак, вампир, сумасшедший профессор, полицейский-оборотень и проч.- герои игр наших детей, на примере которых они учатся и которым подражают, неужели вы отдадите детей этим монстрам на воспитание? Каков ваш ответ?
Гармоничных вам отношений с собою и миром, дорогие друзья.