Результаты исследований детских психологов позволили разработать диагностический инструментарий, развивающие программы, средства и методы психологической помощи детям и родителям.
Много научных открытий и ценных рекомендаций содержится в книгах: А. Бине (исследование мышления детей), Д.В. Винникотта (автор арт-терапевтической практики «Игра в каракули», разработка феномена «внутренняя детская реальность»), Л.С. Выготского (автор культурно-исторической теории развития, описание зон развития ребёнка), Г. С. Холла (открытие биогенетического закона), В.С. Мухиной (заложила основы наблюдения за детским развитием), Л.И. Божович (изучение личности ребёнка и её составляющих) и др.
Содержание этих публикаций актуально сегодня как никогда, несмотря на то, что написаны они были в конце прошлого, начале этого века. Часто применяю в своей работе рекомендации и практики, предложенные данным психологом.
Ценными являются выводы автора, сделанные в процессе наблюдения за взаимодействием взрослого и ребёнка, когда взрослый вмешивается в детские игры, проживая свои детские сюжеты, а потом начинает командовать, вытесняя детей или навязывает им свои правила или запрещает детские игры, не разобравшись в их смысле.
Помощь взрослого необходима тогда, когда дети сталкиваются с проблемами, для решения которых у них недостает ресурсов или если эти проблемы находятся вне компетенции детей. С. 528, «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
М.В. Осорина предложила классификацию эффективных видов помощи, оказываемой детям взрослыми:
1.компенсаторно-развивающая;
2.расширении взрослым детских территориальных границ и помощи в освоении и осмыслении познаваемого ребенком мира;
3.открытие мира природы;
4.формирование у ребёнка образа родной страны и чувства Родины;
5.раскрытие ребенку духовно-нравственного плана взаимоотношений человека с окружающим его миром.
Первый вид помощи предполагает выявление страхов и затруднений, которые испытывает ребёнок во взрослом мире. Например, он боится ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазинах, кататься с горки и проч. Взрослому необходимо поделиться свои опытом совладания со страхами или создать обучающую ситуацию,или совершить «страшные действия» вместе. Следует помнить, что разным детям требуется разная помощь, начиная от эмоциональной поддержки и заканчивая совместным действием.
Второй вид помощи связан с освоение навыков поведения в общественных местах. В старину такое обучение называлось развитием «людскости» и ему придавалось большое значение. Расширение границ освоенного мира идет за счет увеличения числа мест, где ребенок бывает вместе со взрослым, – от прогулок в собственном микрорайоне до поездок в другие города и страны. Важно, чтобы взрослый осознавал педагогические цели таких экскурсий и старался раскрыть перед ребенком социально-психологический и духовный смысл того, что они видят. Ведь каждое общественное место – это сгусток человеческих отношений, специфика которых воплощена в соответствующей организации.
Открытие мира природы направлено на демонстрацию взрослым красоты природных мест, где они вместе переживают глубокое чувство восхищение и испытывают гармонию. Как завораживает ребёнка красивый берег моря, реки, звёздное небо, горы, цветущие поля и проч.
Четвёртый вид помощи, где вклад родителей необходим, – это формирование у ребенка образа родной страны и чувства Родины. В раннем детстве системой координат, в рамках которой ребенок начинал осознавать себя, был родной дом и семья.
Потом для развития понимания себя ребенку становится необходима компания сверстников и родные места, в общении с которыми он утверждает себя как самостоятельную личность. В подростково-юношеском возрасте системой координат, в пространстве которой человек обязательно должен самоопределиться, является Родина. Путешествия по родному краю, историческим местам страны помогаю наполнить этот образ эмоционально-личностными впечатлениями.
Раскрытие ребенку духовно-нравственного плана взаимоотношений человека с окружающим его миром предполагает формирование его ценностного стрежня. Взрослый терпеливо объясняет ребёнку почему нельзя топтать газоны, выгонять других детей с детской площадки, ломать деревья, мучить животных.
В идеале взрослый должен укрепить в нем любовь и воспитать уважение к жизни
в разнообразных ее проявлениях. Фактически это то духовное основание, наличие которого предопределяет истинную укорененность человека в этом мире, его способность быть счастливым и делать счастливыми других. С.536, там же.
Ваша Елена Станкевич
Запись на консультацию: WhatsApp +7 914 960 32 33