Scroll Top
г. Владивосток, ул. Алеутская 11, офис 516 А

Виды родительской помощи ребёнку по М.В. Осориной

Детская психология — относительно молодое явление, которое долго существовало в рамках педагогики и рассматривалась, лишь, как её часть, необходимая для процессов научения, обучения, учения.

Только в середине 19 века она выделилась в  самостоятельную науку, в русле которой стали исследоваться феномены: «детство», «детская субкультура», «детское мышление», «детское восприятие», «детская личность», «инфантилизация» и проч.

Результаты исследований детских психологов позволили разработать диагностический инструментарий, развивающие программы, средства и методы психологической помощи детям и родителям.

Много научных открытий и  ценных рекомендаций содержится в книгах: А. Бине (исследование мышления детей), Д.В. Винникотта (автор арт-терапевтической практики «Игра в каракули», разработка феномена «внутренняя детская реальность»), Л.С. Выготского (автор культурно-исторической теории развития, описание зон развития ребёнка), Г. С. Холла (открытие биогенетического закона), В.С. Мухиной (заложила основы наблюдения за детским развитием), Л.И. Божович (изучение личности ребёнка и её составляющих) и  др.

Среди значимых авторов в области детской психологии хочу выделить работы Марии Владимировны Осориной, посвящённые развитию детской фантазии, когнитивных навыков, эмоциональной сфере, детской субкультуре: «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», «Ябеда-корябида: зачем дразнить друг друга?», «Современный детский фольклор, как предмет междисциплинарных исследований» и др.

Содержание этих публикаций актуально сегодня как никогда, несмотря на то, что написаны они были в конце прошлого, начале этого века. Часто применяю в своей работе рекомендации и практики, предложенные данным психологом.

Ценными являются выводы автора, сделанные в процессе наблюдения за взаимодействием взрослого и ребёнка, когда взрослый вмешивается в детские игры, проживая свои детские сюжеты, а потом начинает командовать, вытесняя детей или навязывает им свои правила или запрещает детские игры, не разобравшись в их смысле.

Помощь взрослого необходима тогда, когда дети сталкиваются с проблемами, для решения которых у них недостает ресурсов или если эти проблемы находятся вне компетенции детей. С. 528, «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».

М.В. Осорина предложила классификацию эффективных видов помощи, оказываемой детям взрослыми:

1.компенсаторно-развивающая;

2.расширении взрослым детских территориальных границ и помощи в освоении и осмыслении познаваемого ребенком мира;

3.открытие мира природы;

4.формирование у ребёнка образа родной страны и чувства Родины;

5.раскрытие ребенку духовно-нравственного плана взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Первый вид помощи предполагает выявление страхов и затруднений, которые испытывает ребёнок во взрослом мире. Например, он боится ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазинах, кататься с горки и проч. Взрослому необходимо поделиться свои опытом совладания со страхами или создать обучающую ситуацию,или совершить «страшные действия» вместе. Следует помнить, что разным детям требуется разная помощь, начиная от эмоциональной поддержки и заканчивая совместным действием.

Второй вид помощи связан с освоение навыков поведения в общественных местах. В старину такое обучение называлось развитием «людскости» и ему придавалось большое значение. Расширение границ освоенного мира идет за счет увеличения числа мест, где ребенок бывает вместе со взрослым, – от прогулок в собственном микрорайоне до поездок в другие города и страны. Важно, чтобы взрослый осознавал педагогические цели таких экскурсий и старался раскрыть перед ребенком социально-психологический и духовный смысл того, что они видят. Ведь каждое общественное место – это сгусток человеческих отношений, специфика которых воплощена в соответствующей организации.

Открытие мира природы направлено на демонстрацию взрослым красоты природных мест, где они вместе переживают глубокое чувство восхищение и испытывают гармонию. Как завораживает ребёнка красивый берег моря, реки, звёздное небо, горы, цветущие поля и проч.

Четвёртый вид помощи, где вклад родителей необходим, – это формирование у ребенка образа родной страны и чувства Родины. В раннем детстве системой координат, в рамках которой ребенок начинал осознавать себя, был родной дом и семья.

Потом для развития понимания себя ребенку становится необходима компания сверстников и родные места, в общении с которыми он утверждает себя как самостоятельную личность. В подростково-юношеском возрасте системой координат, в пространстве которой человек обязательно должен самоопределиться, является Родина. Путешествия по родному краю, историческим местам страны помогаю наполнить этот образ эмоционально-личностными впечатлениями.

Раскрытие ребенку духовно-нравственного плана взаимоотношений человека с окружающим его миром предполагает формирование его ценностного стрежня. Взрослый терпеливо объясняет ребёнку почему нельзя топтать газоны, выгонять других детей с детской площадки, ломать деревья, мучить животных.

В идеале взрослый должен укрепить в нем любовь и воспитать уважение к жизни
в разнообразных ее проявлениях. Фактически это то духовное основание, наличие которого предопределяет истинную укорененность человека в этом мире, его способность быть счастливым и делать счастливыми других. С.536, там же.

Хорошо, если сам взрослый является примером духовно-нравственного поведения.

Дорогие родители, сейчас, когда ваши дети на каникулах, у вас есть много возможностей для взаимодействия с ребёнком и внесения ценного вклада в его развитие.

Ваша Елена Станкевич

Запись на консультацию: WhatsApp +7 914 960 32 33

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.