Многие ещё не умеют этого делать, к тому же для них «зависание» в сегодняшнем дне характерно, как никто другой, подростки живут сейчас! Но определяться всё таки нужно. Роль советчиков чаще всего играют родители, друзья, педагоги. Не так сложно сегодня выбрать профессию, к услугам желающих достаточно программ по профориентации.

Однако, затруднение возникает тогда, когда нужно сформулировать цели и разработать план действий. Для этого можно применить практики, разработанные в коучинге, адаптировав их к возрасту. Я успешно применяю данные инструменты в работе с подростками.
Модель «GROW» Дж. Уитмора нам в помощь, я адаптировала и разработала несколько её вариантов, с удовольствием делюсь с вами.
Подросток формулирует цель, например, найти подработку на лето.
На столе располагаем пять карточек-слов из данной модели. Их можно напечатать самим или взять из колоды МАК «КАК?».
Каждая карточка представляет собой важный шаг, направленный на осознание себя, свой жизни, своих действий. Подросткам бывает трудно рефлексировать, но если мы не научим их делать это, то они будут допускать одни и те же ошибки. Работая в этой модели-технике, мы помогаем им выйти на новый уровень понимания себя и своей жизни.
Каждый шаг включает в себя вопросы, на которые нужно найти ответ. Предлагаю следующие вопросы (вы можете взять классический вариант или предложить свои вопросы, связанные с ключевыми шагами, данная модель достаточно гибкая).
Во время выполнения практики мы исследуем настоящее и концентрируемся на будущем! Больше всего подростки боятся, что ответят неправильно, скажут глупость, подвергнутся критике. Поэтому проговариваем, что все ответы принимаются, что самое главное — это личное мнение отвечающего, его размышления, помогающие создать план и начать действовать.
Прошу подростка делать записи во время работы, например, возникающие инсайты, мы обращаемся к ним, завершая работу.
Второй вариант данной практики — дополнительное использование метафорических ассоциативных карт, например, «12 архетипов плюс», «Голос Вселенной», «Зонтики» и др.
Отвечая на вопросы каждого этапа можно вытащить 3 карты-подсказки и получить дополнительную информацию.
Третий вариант практики предполагает использование психологических тестов на каждом шаге. Вы самостоятельно можете подобрать тесты или воспользоваться моим списком.
Опросник «Цель-Средство-Результат» (автор А. А. Карманов).
Можно применять, как в начале работы, так и на заключительном этапе.
Методика «Профиль самовосприятия для подростков Хартер» (Harter’s Self-Perception Profile for Adolescents).
Применяю, когда исследую реальность, на этом этапе можно также поисследовать отношения с окружением подростка.
Опросник «Мотивации к достижению цели» (автор: T. Ehlers, адаптация: М. А. Котик).
«Опросник волевого самоконтроля (ВСК)» (авторы: А. Г. Зверков, Е. В. Эйдман).
Мой профессиональный опыт показывает, что основные препятствия, с которыми сталкивается подросток, лежат в области его внутренних процессов: мотивации и воли. Поэтому рекомендую эти методики на данном этапе.
«Шкала открытости будущему OFS» (автор: C. Botella, адаптация: А. С. Хегай, А. А. Золотарева, А. А. Лебедева).
Применяю этот инструмент на этапе «Шаги».
Ваша Елена Станкевич
Запись на консультацию: WhatsApp +7 914 960 32 33


