Scroll Top
г. Владивосток, ул. Алеутская 11, офис 516 А

Модель \»GROW\» в работе с подростками

Для подростков важным является целеполагание и планирование, так как необходимо определиться с будущей профессией, выбрать экзамены и получить первый трудовой опыт.

Многие ещё не умеют этого делать, к тому же для них «зависание» в сегодняшнем дне характерно, как никто другой, подростки живут сейчас! Но определяться всё таки нужно. Роль советчиков чаще всего играют родители, друзья, педагоги. Не так сложно сегодня выбрать профессию, к услугам желающих достаточно программ по профориентации.

Однако, затруднение возникает тогда, когда нужно сформулировать цели и разработать план действий. Для этого можно применить практики, разработанные в коучинге, адаптировав их к возрасту. Я успешно применяю данные инструменты в работе с подростками.

Модель «GROW» Дж. Уитмора нам в помощь, я адаптировала и  разработала несколько её вариантов, с удовольствием делюсь с вами.

Подросток формулирует цель, например, найти подработку на лето.

На столе располагаем пять карточек-слов из данной модели. Их можно напечатать самим или взять из колоды МАК «КАК?».

Каждая карточка представляет собой важный шаг, направленный на осознание себя, свой жизни, своих действий. Подросткам бывает трудно рефлексировать, но если мы не научим их делать это, то они будут допускать одни и те же ошибки. Работая в этой модели-технике, мы помогаем им выйти на новый уровень понимания себя и своей жизни.

Каждый шаг включает в себя вопросы, на которые нужно найти ответ. Предлагаю следующие вопросы (вы можете взять классический вариант или предложить свои вопросы, связанные с ключевыми шагами, данная модель достаточно гибкая).

Реальность.

Что происходит сейчас в твоей жизни?
Есть ли у тебя опыт достижения похожей цели?
Как ты думаешь, как относится твоё окружение к твоей цели?

Препятствия.

Что мешает реализации твоей цели?
Какие ты видишь внешние препятствия?
Есть ли у тебя внутренние барьеры?
Есть ли то, что тебя останавливает в достижении цели?
Как ты можешь справиться с препятствиями?

Возможности.

Что помогает тебе приближаться к твоей цели?
Какими возможностями ты располагаешь?
Кто-то из твоего окружения может помочь тебе приблизиться к твоей цели?
Какие возможности откроются, если ты достигнешь цели?

Шаги.

Какое действие будет первым шагом?
Какие ещё шаги необходимо предпринять?
Сколько времени ты будешь уделять каждому шагу?
Какого числа ты начнёшь действовать?

Во время выполнения практики мы исследуем настоящее и концентрируемся на будущем! Больше всего подростки боятся, что ответят неправильно, скажут глупость, подвергнутся критике. Поэтому проговариваем, что все ответы принимаются, что самое главное — это личное мнение отвечающего, его размышления, помогающие создать план и начать действовать.

Прошу подростка  делать записи во время работы, например, возникающие инсайты, мы обращаемся к ним, завершая работу.

Второй вариант данной практики — дополнительное использование метафорических ассоциативных карт, например, «12 архетипов плюс», «Голос Вселенной», «Зонтики» и др.

Отвечая на вопросы каждого этапа можно вытащить 3 карты-подсказки и получить дополнительную информацию.

Третий вариант практики предполагает использование психологических тестов на каждом шаге. Вы самостоятельно можете подобрать тесты или воспользоваться моим списком.

Опросник «Цель-Средство-Результат» (автор А. А. Карманов).

Можно применять, как  в начале работы, так и на заключительном этапе.

Методика «Профиль самовосприятия для подростков Хартер» (Harter’s Self-Perception Profile for Adolescents).

Применяю, когда исследую реальность, на этом этапе можно также поисследовать отношения с окружением подростка.

Опросник «Мотивации к достижению цели» (автор: T. Ehlers, адаптация: М. А. Котик).

«Опросник волевого самоконтроля (ВСК)» (авторы: А. Г. Зверков, Е. В. Эйдман).

Мой профессиональный опыт показывает, что основные препятствия, с которыми сталкивается подросток, лежат в области его внутренних процессов: мотивации и воли. Поэтому рекомендую эти методики на данном этапе.

«Шкала открытости будущему OFS» (автор: C. Botella, адаптация: А. С. Хегай, А. А. Золотарева, А. А. Лебедева).

Применяю этот инструмент на этапе «Шаги».

Таким образом, применяя модель «GROW» в работе с подростками, мы одновременно решаем несколько задач:
  • развиваем у них умение планировать;
  • помогаем лучше понять себя, изучить свои личностные качества;
  • учим алгоритму достижения цели;
  • развиваем навыки рефлексии.

Ваша Елена Станкевич

Запись на консультацию: WhatsApp +7 914 960 32 33

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.