Во-первых, трудности с обработкой визуальной информации. Мы знаем, что только 7% информации получаем вербально, остальное относится к знакам общения, которые нужно распознавать. Так вот для детей с синдромом Аспергера, это очень трудно. Они вынуждены учить язык мимики и жестов, который обычные дети усваивают с детства на бессознательном уровне, и поэтому не испытывают затруднения с его распознаванием.
На моих занятиях дети с синдромом Аспергера рисуют людей без лиц. Одна клиентка (девочка-подросток) мне сказала, что все люди делятся для неё на «безликих» (по её мнению безопасных) и «волков» (то есть опасных). Рисунки людей у неё так и выглядели.
Можно ли научить таких детей анализировать мимику и жесты?
Да, конечно, дети хорошо запоминают, что они обозначают и применяют свои знания на практике. Мама может это сделать в форме игры, на примерах фотографий или приобрести игру на эмоциональный интеллект, где много картинок с изображением эмоций. Мой совет маме: «Надо запастись терпением и не ждать быстрых результатов. Ведь для таких детей — это сложное обучение, которое можно приравнять к изучению иностранного языка».
Во-вторых, есть то, что особенно раздражает родителей в поведении детей с синдромом Аспергера:
- ребёнок понимает речь буквально, например, на «просьбу вытри рот» (мама имела в виду, вытри губы, испачканные шоколадом) ребёнок берёт салфетку и широко открыв рот начинает его вытирать изнутри;
- избегает зрительного контакта, который для него болезнен и пугается, когда родители требуют смотреть им в глаза;
- говорит прямолинейно и правдиво, ненамеренно обижая других людей, поправляет родителей, указывает им на ошибки;
- долго рассказывает о своих интересах, не замечая, что другим людям это уже надоело;
- общается со взрослыми, как с ровесниками (дело в том, что дети не видят разницы в общении с людьми разного возраста, а иногда и пола);
- задаёт слишком много вопросов, детализируя очевидные вещи;
- может в середине разговора развернуться и уйти.
Если родители принимают эти особенности в поведении, то им легче управлять общением со своим ребёнком.
Вот некоторые рекомендации родителям, чтобы помочь ребёнку адаптироваться и смягчить острые углы в поведении.
С помощью картинок объясните разницу в возрасте и обращение на «ты», на «вы», покажите пример такого взаимодействия.
Обратите внимание на рассказ ребёнка о своих интересах, покажите часы и обозначьте длительность времени на это. Например, «Ты можешь рассказывать о том, что тебе нравится в течение четырёх минут».
Отследите наиболее часто встречающиеся прямолинейные фразы в общении ребёнка с другими и вместе замените их на более мягкие.
Дорогие подписчики, давайте обменяемся мнениями в комментариях. встречали ли вы детей или взрослых с синдромом Аспергера, обращали ли внимание на особенности их поведения?
Ваша Елена Станкевич.
Запись на консультацию: WhatsApp +7 914 960 32 33