Scroll Top
г. Владивосток, ул. Алеутская 11, офис 516 А

Воспитание детей, как подготовка к жизни в нестабильном мире

Воспитание детей как подготовка к жизни в нестабильном мире

Тревога о будущем присуща каждому человеку, однако, она усиливается, когда на личные беды «накладываются» экономическая нестабильность, проживание в условиях мировой войны, революции или пандемии. Никто не может дать гарантию или обещать, что всё будет хорошо и вы застрахованы от происходящих событий. Действительно, невозможно полностью контролировать внешний мир и предугадать все его «фокусы».

Однако, возможно управлять своим внутренним миром и использовать личные качества, которые есть в каждом из нас. Часто слышу от клиентов, что «вот были бы деньги,  тогда не страшна любая беда» или «наличие денег – главное условие преодоления любого кризиса» и проч., соглашусь с этими мнениями, но лишь отчасти, конечно, наличие определённых сумм денег необходимо для разрешения той или иной проблемы, и всё же на первом месте в ситуации преодоления кризиса находятся умение принимать дискомфорт и совладать со своими эмоциями, воля, личностные качества. Всё это составляет эффективную модель совладающего поведения, которая закладывается в детстве.

Поэтому, в данном случае, я обращаю внимание родителей на систему воспитания дворянских детей, которая включала в себя строгие требования, закаливание, постоянные занятия и была основана на нравственных ценностях. Стереотипы о том, что дворянские дети были изнеженными и избалованными, в корне неверны, так как опровергаются мемуарами известных людей, например, князя Феликса Юсупова, а также исследованиями историков и педагогов, которые отмечают, что:

— утро дворянских детей начиналось с раннего подъёма, молитвы, закаливания и физических упражнений;
— строго следили за здоровьем и осанкой детей (часты упоминания о жёстких кроватях, лёгкой одежде в зимний период, невысоких температурах в детских помещениях);
— день был наполнен занятиями: греческий, латынь, французский, немецкий и др.; из общеобразовательных предметов: математика, история, астрономия; обязательно:  музыка, танцы, рисование и др.;
 Один из залов дворца князей Юсуповых (по утрам здесь занимались дети музыкой и танцами), фото сделано во время экскурсии.
— большое значение придавалось развитию словесности — обязательным было ведение дневника, составление писем, сочинение стихов для овладения эпистолярным мастерством (указание на это находим в воспоминаниях императрицы Александры Фёдоровны и др.);
— акцент в воспитании делался на привитии нравственности: «дворянин – образец нравственного поведения», «кому много дано, с того много и спросится», «служение Отечеству – главная цель»,  и проч.;
— дети генералов и великих князей служили простыми солдатами, ежедневно сталкиваясь с тяготами военной службы, которая воспитывала у них дисциплину, терпение, волю.

Поэтому, неудивительно, что дворяне с детства были приучены к жизни в дискомфортных условиях, владели собой, превозмогали нежелание, отчаянье, печаль и боль в любых обстоятельствах. Мы понимаем, что это поведение было не врождённым, а достигалось в результате воспитания. В дворянских семьях рождались и дети со слабым здоровьем (стоит вспомнить А.В. Суворова), высока была детская смертность от болезней, стихийных бедствий, несчастных случаев.


Спальня княгини Юсуповой (камин топили только в сильные морозы, в комнате было очень прохладно по нашим меркам). Фото сделано во время экскурсии.

Однако, нравственный стержень, умение принимать сложившиеся обстоятельства, гибкость в поведении, стремление к самообразованию, воспитанные ежедневными занятиями в детстве, помогали дворянским детям успешно совладать со своими эмоциями и эффективно управлять своей жизнью, даже лишившись статуса и денежных средств (вспомните дворянскую эмиграцию после революции).

Рекомендую родителям присмотреться к принципам дворянского воспитания и планирую написать ещё несколько статей на эту тему, думаю, они будут полезны современным родителям.

Ваша Елена Станкевич

Библиография

1.Александр Суворов. Наука побеждать. Из.-во ЭКСМО.: 2021 г. – 320 с.

2.Юсупов Ф.Ф.  Князь Феликс Юсупов. Мемуары в двух книгах. Из.-во Захаров.: 2021 г.- 432 с.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.