Scroll Top
г. Владивосток, ул. Алеутская 11, офис 516 А

Хотите изменить угол зрения на воспитание детей?

Хотите изменить угол зрения на воспитание детей

Родителям всегда интересно исследовать свои психологические особенности. Самопознание —  одна из целей обращения к психологу. Предлагаю им разные инструменты: тесты, проективные техники, игры, метафорические ассоциативные карты и др., например, метод самонаблюдения. Родителям нравится  практиковаться,  когда они изучают типологии стилей, отношений, смотрят с разных позиций на свою роль в воспитании. Одно из интересных упражнений, связано с видами родительских реакций, помогает им проанализировать своё отношение к ребёнку и изменить его в лучшую сторону [1].

1.Рассказываю родителям о видах родительских реакций.

Профессор Я.М. Ньюбергер определила четыре вида родительских реакций в отношениях с ребёнком: «собственник», «ни в одной другой семье!», «моему ребёнку необходимо», «поживём — увидим».

Реакции вида «Собственник» предполагают, что родитель видит ребёнка через призму свои интересов, взглядов, желаний и потребностей. Это мой ребёнок, моя собственность, поэтому он должен делать то, что я ему говорю. В таких случаях родитель использует фразы: «Не выходи замуж, пока не закончишь университет!», «Самостоятельная стала, посмотри-ка на неё!», «Вздумал мне двойку принести!» и проч., подчёркивая зависимость ребёнка, его «рабское» положение.

Если родитель выдаёт реакцию «Ни в одной другой семье», то он постоянно сравнивает своего ребёнка с некой существующей в его сознании нормой, которая сформулирована им на основе собственного опыта, взята из родительской семьи, навязана средствами массовой информации, родственниками, друзьями. Дети безжалостно и по любому поводу подвергаются сравнению со сверстниками, героями фильмов, братьями и сёстрами. И, часто, сравнение не в их пользу. В этом случаю родительские фразы следующие: «У всех дети, как дети, а ты!», «Твои одноклассники уже начальники, а  ты всё в замах бегаешь!», «Соседские девочки играют вместе и общаются, а у тебя до сих пор нет друзей».

Если вы слышите такую  фразу в диалоге двух мам, как «Моему ребёнку необходимо…», то это значит, что мамочка воспринимает его, как  супергероя, на пути которого возникают трудности, а мама помогает их преодолеть. Поэтому, она, на основе своих размышлений, часто не спрашивая ребёнка, решает в какую секцию, кружок, школу и т.д. ему ходить. При этом говорит такие фразы: «Я знаю, что у вас в школе нет кружка балета, но моей дочери нужен этот кружок, поэтому, я требую, чтобы вы нашли педагога и организовали кружок!», «Моему сыну необходим индивидуальный подход в обучении, мне всё равно, что  в классе тридцать пять человек!». Этот вид родительской реакции так и называется «Моему ребёнку необходимо…».

Четвёртый вид родительской реакции — «Поживём — увидим…».Родитель мыслит вариативно и учит этому ребёнка. Он часто говорит такие фразы, как «А если мы поступим так?», «Знаешь, сынок, жизнь — это импровизация, всё время нужно что-то придумывать», «В жизни всё может быть, поэтому нет готовых решений».

2.Предлагаю родителям проанализировать фразы, которые они говорят своим детям и соотнести их с видами родительского восприятия, поделиться своими мыслями и чувствами по этому поводу.

3.Поразмышлять над ситуациями, в которых эффективен тот или иной вид родительских реакций.

Родители критикуют реакцию, «ни в одной другой семье», поэтому мы размышляем о том, что сравнение само по себе не несёт какого-либо оттенка, важны объекты сравнения. Януш Корчак подчёркивал, что ребёнка можно сравнивать, но только с самим собой: каким был и каким стал!

Таким образом, подобные упражнения помогают родителям изменить угол зрения,  посмотреть на себя со стороны, привнести в воспитание свежую струю.

Литература

1.100 лучших игр и упражнений для успешного супружества и счастливого родительства / Михаил Кипнис. АСТ; 2011. — 194 с.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.