Scroll Top
г. Владивосток, ул. Алеутская 11, офис 516 А

Воспитательные послания древних славян: что можно применить?

Сегодня можно часто услышать родительскую фразу, обращённая к ребёнку: «Не якай, «я» — последняя буква в алфавите!». Говоря так, родители обесценивают значение творческих способностей своего дитяти, показывая ему, что сначала мир, а потом — ты! И кроме того, они неправы, ведь местоимение «Я» в славянском алфавите  обозначалось буквой «А».  «Я» — это  начало мира, который я со-творяю. С буквы «А» начинался алфавит и обучение у славян.
Ценной и поддерживающей фразой была: «Помни, что с тебя начинается мир!». Она  одновременно возвышала ребёнка и передавала ему ответственность за его действия.

Воспитательные послания древних славян что можно применить

Опыт воспитания передавался при помощи сказок, пословиц, поговорок, былин, песен. С появление азбуки, в коротких посланиях были зашифрованы основные воспитательные истины, так называемые «азбучные истины». Каждая буква представляла послание. Таким образом, ученик усваивал  не только буквы, но и правила жизни.

К сожалению, в современной школе Азбука воспринимается, как простой набор букв, а ведь для наших предков она была  системой, включающей в себя весь мир. Хорошо бы изучать её, учитывая традиции. Например, буква «Г» (глаголить) «говори  и делай правильно», «Д»  (добро) — «добро есть живите» , т.е., ты живёшь, когда творишь добро. «Р» (рци)  «Рци слово твёрдо», научись держать слово, если обещаешь, то выполни и т.д.

Музеи хранят бесценные артефакты: берестяные грамоты, системы летоисчисления, древнеславянские языки. Конечно, об этом есть упоминания в учебниках истории, однако, эти знания нужны значительно раньше, когда дети начинают изучать буквы. Язык — дом бытия и культуры, ключ к пониманию мира и себя. Он отвечает на важные вопросы: «Кто ты? Откуда ты? Кто твои предки?».

Воспитывали детей на примерах героев былин, в которых прославлялись сила, смелость, верность, умение заботиться, поддерживать. До 3-4 лет ребёнок находился под опекой матери, потом мальчик переходил на сторону отца/мужскую половину, его садили в седло и брали с собой на охоту, иногда в военные походы. Старшие учили младших, все старались держаться вместе, чтобы противостоять кочевникам или суровым природным условиям.

Большое значение славяне придавали взаимодействию с природой, умению её понимать, быть с ней в гармонии. Природа кормила, защищала от врагов, давала кров, понимание её процессов вело к благосостоянию и благополучию: хороший урожай, здоровая скотина. У детей с детства воспитывали уважение и благодарность к божественным силам природы, трепетное отношение к ней.

Существовал культ почитания старших, каждый ребёнок понимал своё место в родовой иерархии и соответствующие права и обязанности. Все знали, что есть старшие и младшие, мир иерархичен и нарушать его порядок нельзя. Старшие принимают решения, обеспечивают и защищают семью, младшие — помогают им, и это понимание помогало эффективно взаимодействовать.

Сейчас воспитание в нашей стране переживает серьёзный кризис, связанный с:

— нарушением иерархии в семье (повальный детоцентризм, дети указывают родителям, что делать, не уважают стариков и проч.);

— отсутствием идеалов, героев, ярких примеров, к которым мы можем обратиться;

— роль педагога сведена к оказанию образовательной услуги;

— родители  находятся в затруднении в этих вопросах.

Кто-то обратился к опыту зарубежной педагогики, а кто-то воспитывает интуитивно.

Может не нужно ничего придумывать? А стоит обратиться к опыту наших предков, не слепо копируя их, а взяв то, что можно применить в современных условиях?

Давайте обменяемся мнениями по этой теме в комментариях.

Ваша Елена Станкевич

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.